Проверка правильности учета населения
После переписи в течение 10 дней должна была проводиться проверка правильности учета населения. С этой целью инструкторы-контролеры совместно со счетчиками обходили все без исключения помещения счетных участков и повторно опрашивали всех жителей. Сплошная проверка означала, по сути, то, что перепись 1939 г. была проведена дважды. Перепись населения на железнодорожном транспорте проводилась согласно инструкции из 24 пунктов, подготовленной ЦУНХУ и Наркоматом путей сообщений и утвержденной СНК СССР 28 августа 1938 г. Пассажиры в поездах дальнего следования и на вокзалах переписывались на общих переписных листах и, как правило, считались временно проживающими. На обслуживающий персонал поездов дальнего следования составлялись контрольные бланки. Особо оговаривалось, что «в связи с неудобством пользования чернилами во время хода поезда разрешается заполнять переписной лист простым карандашом с тем, чтобы до сдачи материалов инструктору записи были обведены чернилами. С июля 1938 г. в регионах начали составлять организационные планы проведения переписи. По указанию ЦУНХУ они должны были состоять из нескольких разделов: 1. Переписное районирование. 2. Комплектование переписных кадров. 3. Инструктаж переписных кадров. 4. План массово-разъяснительной работы. 5. Календарный план составления и утверждения районных организационных планов. 6. Смета расходов. 7. Объяснительная записка. Окончательно планы были утверждены к концу 1938 г. В подготовительных работах большую роль сыграли комиссии содействия переписи, которые создавались при Советах депутатов трудящихся, уличных комитетах, домоуправлениях, на предприятиях и в учреждениях. В РСФСР действовала 150 551 комиссия общей численностью 676 506 человек. Особенно активизировалась их деятельность с ноября 1938 г., когда ЦУНХУ разослал в регионы «Примерные указания о работе комиссий содействия».