Определении величины счетного участка в городе
Подготовка счетчиков заключалась в том, что они изучали под наблюдением руководителя участка соответствующее наставление и переписные листы. Для проверки подготовленности счетчиков заведующий мог предложить им провести пробное заполнение нескольких переписных листов. Слабая подготовка переписного персонала, особенно при недостаточно ясных инструкционных указаниях, не обеспечивала единого понимания программных и организационных вопросов переписи. При определении величины счетного участка в городе его размер рассчитывали таким образом, чтобы в него входило около 150 квартир или 750 жителей и чтобы счетчик был в состоянии в течение 2 дней, то есть в день, к которому приурочена перепись, и на следующий день, обойти все квартиры своего участка, собрать переписные листы, проверить их и на месте исправить. При определении величины участка в уездах его размер определялся таким образом, чтобы в него входило примерно около 400 хозяйств или до 2000 жителей и чтобы счетчик в течение 4 дней мог провести проверку и исправление переписных листов. Эти нормы при тогдашнем составе и подготовленности счетчиков, как уже отмечалось, были слишком велики. Поскольку к началу переписи удалось привлечь немало бесплатных счетчиков, нормы на местах были значительно снижены. Следует отметить, что по распоряжению министра внутренних дел чины полиции обязаны были накануне критического дня переписи навести справки о том, все ли дома их полицейского участка посещены счетчиками, и если обнаружится, что какой-либо дом не был посещен, довести это до сведения заведующего переписным участком. Сбор предварительно заполненных переписных листов, проверка и исправление их по состоянию на критический момент должны были начинаться счетчиком в день переписи и выполняться в течение 4 дней в сельской местности и 2 дней — в городах.