Политика татарских правителей
В это же время с целью обложения данью должна была быть переписана и территория тогдашней Новгородской области. В летописи за 1257 г сказано: Приде весть из Руси зла, яко хотять Татарове тамгы на Новегороде десятини и смятошася людие через все лето в городе. Когда в 1259 г татары явились по число, т. е для переписи, новгородцы стали решительно сопротивляться, причем это привело к серьезным волнениям: бысть мятеж велик в Новегороде, так как «чернь же не хотеша дати числа. В результате этих волнений был убит посадник. Только под угрозой приближавшегося ханского войска и под влиянием сопровождавшего татарских «численников» великого князя Александра Невского новгородцы допустили себя переписать. Указание на это имеется в добавлении к «Ипатьевской летописи» за 1254 г, где летописец писал: «Наста в Татарех новый царь Улавич или Занабек, от него же посланы быша численици на всю Московскую землю, иже изочтоша всех душ в земле Московской, дани ради». Заметим: нет сомнений, что татары учитывали далеко не все население. Как отмечалось в той же летописи, татары «не чтоша игуменов, попов, чернецов и кто служит святым церквам», т. е. не учитывали духовенства. Такая политика татарских правителей во многом объяснялась стремлением превратить духовенство как политическую силу в своих союзников. Для того чтобы привлечь духовенство на свою сторону, ханы освобождали его от «числа» и тем самым от платежа дани исполнения других повинностей. Очевидно, сама церковь не возражала против такой политики. В ярлыке хана Узбека митрополиту Петру следующим образом объясняются привилегии, предоставленные духовенству: «…те бо за нас Бога молят и нас блюдути наше воинство укрепляют.