Крайнее обеднение и резкое уменьшение населения
Так, за 1719-1741 г в рекруты было отдано свыше 400 тыс. человек, а в 1719-1727 г, по официальным данным, бежало около 200 тыс. Правительствующий сенат в своем докладе 17 сентября 1742 г. вынужден был признать крайнее обеднение и резкое уменьшение населения. Во многих местностях много народа вымерло и разбежалось. С 1719 по 1736 г убыло около 2 100 496 душ мужского пола, положенных в оклад, из которых умерло почти 1558 тыс, бежало около 442 тыс. и было взято в рекруты около 202 тыс. душ. Но эти данные сенат считал ниже действительного, «понеже уповательно, что и больше того оной убыли имеется. Одновременно увеличивалась недоимка по подушной подати, достигшая 5 млн руб. Необходимо было произвести новую ревизию, которая соответствовала интересам дворян, поскольку подушную подать за своих крепостных должны были платить их владельцы. Необходимость новой ревизии мотивировалась Правительствующим сенатом следующим образом: ревизию нужно провести для «удовольствия всех помещиков и пресечения доныне происходимых непорядков и в платеже обывательства и запущения впредь недоимок. а впредь тое ревизию производить через каждые пятнадцать лет, чем все произведенные доныне непорядки, а особливо держание беглых и своевольные переводы пресекутся, а бедные и неимущие помещики, кои сами и жены и дети в доимках под караулом содержатся и помирают, от такого бедствия свободятся. 16 декабря 1743 г. были изданы указ о ревизии и инструкция. Ревизии подлежал только мужской пол. Руководство ревизией было возложено на Правительствующий сенат. В губернии и провинции в качестве ревизоров были посланы военные — генералы и штаб-офицеры, в обязанности которых входили собирание и проверка сказок, составление сводных ведомостей и пересылка всех этих материалов в сенат.
Нужно отметить, что эту ревизию правительство организовало гораздо лучше. В докладе сената говорилось оная же ревизия такого затруднения иметь не будет, и ежели с добрым порядком производиться будет, то и продолжиться не может, и такого великого числа персон, сколько прежде было, для оного свидетельства не надобно, так же нужно им дать довольное наставление. При составлении сказок планировалось исходить из данных первой ревизии, затем отмечать, что случилось с лицами, жившими при первой ревизии, и записать родившихся и переведенных из других мест после первой ревизии. Определенной формы сказки или хотя бы примерных образцов не было выработано. По этому поводу В. Н. Татищев отмечал: Сказки велено брать, не обьявя в образцовых, а как многие деревни, а иначе государственные иноверцы не только прищиков, но ни единаго грамоте умеющего не имеют, такие сказки подавали, что офицеры с трудом разобрать могли или весьма были к принятию негодны. И для того каждый генерал вымыслил свою форму, которые едва сысчутся ль, чтоб 2 или 3 согласны были, что во исчислении будет не без смятки. Население должно было подать сказки в течение недели со времени приезда ревизоров, а ревизоры сразу же обязывались начать проверку, для чего полагалось лично объехать все поселения и проверить налицо все, что записано в сказках. За злоупотребления исполнителям ревизии угрожало жестокое наказание плетьми или батоги, смотря по важности вины их, без упущения. Сурово наказывалось за неправильные сведения также и население. Ревизорам даны были инструкции, в соответствии с которыми они должны были сравнивать на местах данные новой ревизии с данными предыдущей ревизии и устанавливать причину разницы.