Церковный учет православного населения и раскольников
В результате правительство всегда имело более или менее правдоподобные сведения о числе жителей Великого княжества Финляндского. Как отмечал в 1889 г. П. И. Кеппен, комментируя систему ревизии населения, если иностранные писатели утверждают, «что в России никогда не было порядочной народной переписи, то им, в смысле науки, трудно возразить, потому что совершенными могут назваться только такие переписи, при которых не изъемлется никто, какого бы звания, пола или народа он ни был. Но постоянное развитие общественной жизни более и более заставляет нас признавать полезные требования науки; поэтому нет сомнений, что вскоре исчезнет последняя тень сопротивления быть включенным в ревизию, а тогда только мы и будем в праве назвать свою перепись общею. Такая перепись, о которой писал П. И. Кеппен, была произведена только в 1897 г, и ей предшествовала большая подготовительная работа. Следует отметить, что кроме ревизий в России в этот период существовало два вида учета: цековный и административно-полицейский, которые дополняли данные ревизий. Церковный учет: С начала XVIII в. в России законодательно был введен церковный учет православного населения и раскольников, хотя систематический сбор данных о численности, составе и движении православного населения начался с 1720-х г. 7 марта 1722 г. был обнародован указ Священного синода, где священникам предписывалось ежегодно составлять клировые ведомости о числе исповедавшихся и тех, кто на исповедь не являлся, а также причащавшихся и не причащавшихся. Попытки собрать такие сведения предпринимались и раньше, но клировые ведомости первоначально составлялись лишь в Московской, Новгородской, Псковской и Нижегородской епархиях, и то нерегулярно.