Перепись пассажиров железнодорожного и водного транспорта
В общежитиях, больницах, тюрьмах, приютах проводить перепись разрешалось руководству этих учреждений, но под контролем статистиков. Для переписи пассажиров железнодорожного и водного транспорта в августе 1920 г. была разработана специальная инструкция. Переписи подлежали все поезда, за исключением воинских и пригородных. При этом по согласованию с правлениями железных дорог разрешалось задерживать поезда на срок от 2 до 10 часов на специально определенных контрольных станциях, куда направляли счетный персонал. Перепись товарных поездов следовало приурочить к тем станциям, где они будут останавливаться после 6 часов утра 28 августа. Саму перепись разрешалось проводить начальникам станций, которым высылали необходимые бланки. Правда, была и существенная оговорка: «Пассажиры, едущие в товарных поездах, насильственно переписываться не будут. А как проходит перепись в Венгрии? Читай — тут
Задержке подлежали и пароходы, причем буксиры могли останавливать для переписи на неделю. Предусматривалась и определенная массоворазъяснительная работа, хотя ее масштаб был сравнительно невелик: газеты «Правда», «Известия», «Экономическая жизнь», региональные издания в августе 1920 г. опубликовали статьи В. Г. Михайловского, П. И. Попова, С. Г. Струмилина, А. И. Хрящевой и других статистиков, выпускались листовки, проводились митинги на предприятиях. Уже в ходе подготовительных работ, обязательных при переписях, статистики сталкивались с большими трудностями.