Вредные классы
Считалось, что о национальном составе населения можно судить по данным о вероисповедании, что, конечно, по понятным причинам, может дать весьма приблизительное представление. Использовались для этой цели и получаемые данные в ответах на вопрос о родном языке, которые характеризовали национальность в весьма неполной мере. Интересно, что, например, при всех переписях иудеев по вероисповеданию было меньше, чем по родному языку, что свидетельствовало об их переходе в другую веру. В несколько меньшей мере это относилось и к протестантам, для которых родным языком был немецкий. Что касается православных, обычно их было больше числа лиц, для которых русский язык являлся родным. Вопрос о занятиях всегда считался трудным, в основном из-за множества вариантов ответов. В личных листках их пытались регламентировать, указывая целый ряд под-вопросов, давая разъяснения в инструкциях по заполнению перечня занятий. Прежде всего, пытались отделить ремесла и промыслы от торговли. Перечисляли виды занятий для каждой группы. А в Вильно придумали еще и такой их вид, как «вредные классы», к которому причислили арестантов, нищих, бродяг, владельцев заведений, служащих и проституток. Кроме вопроса о главном занятии зачастую спрашивали и о побочном, дающем средства к жизни. Практика показала, что ответов на этот вопрос дается мало. Население уклонялось от него, несмотря на все уверения организаторов переписи, что она проводится не в фискальных целях. Необходимость вопроса о месте рождения переписываемого лица всегда вызывала сомнения в том случае, если это произошло не в месте осуществления переписи. П. П. Семенов считал, что это вызывает интерес только при проведении всеобщей переписи населения, а для местных переписей в нем смысла нет, однако его не раз включали в личный листок.