Удмуртские свадебные обряды: этапы и символы

Удмуртский народ, живущий в сердце Прикамья, сохранил уникальные культурные традиции, одной из самых ярких граней которых являются свадебные обряды. Они представляют собой сложный, многодневный ритуал, пронизанный глубоким смыслом, мистическими верованиями и вековой мудростью. От первых шагов сватовства до последних послесвадебных ритуалов – каждый этап наполнен символикой, призванной обеспечить благополучие, плодовитость и счастливую жизнь новой семье.

Начало пути: Сватовство (Маллян ваён)

Все Удмуртские свадебные обряды: этапы и символы начинаются задолго до самого торжества, с момента сватовства. Обычно инициатором выступает сторона жениха. К родителям невесты отправлялись «маллэс» – сваты, которыми могли быть уважаемые родственники или соседи. Их визит был обставлен множеством условностей: сваты могли прийти с особым караваем или подарками.

* Символика: Сватовство – это не просто переговоры, это ритуальное испытание. Сватов могли несколько раз не пустить в дом, чтобы проверить их настойчивость и серьезность намерений. Передача хлеба или других угощений во время сватовства символизировала благополучие и готовность к обмену дарами между семьями. Родители невесты, особенно мать, могли выражать «притворное» горе по поводу расставания с дочерью, что символизировало ценность невесты и ее значимость для семьи.

Согласие и Заручины (Ваён келян)

После успешного сватовства наступал этап заручин, когда семьи окончательно договаривались о свадьбе, калыме (выкупе за невесту) и приданом. В этот день будущие молодожены впервые встречались в новом статусе, обменивались подарками. Могла проводиться небольшая церемония, символизирующая нерушимость договоренности.

* Символика: Обмен подарками (платки, украшения, полотенца) был не просто жестом вежливости, а священным актом, скрепляющим союз. Он символизировал взаимоуважение и будущую щедрость обеих сторон. Приданое невесты демонстрировало ее трудолюбие и готовность к ведению хозяйства, а калым – финансовую состоятельность жениха и его семьи.

Подготовка к свадьбе: Прощание с девичеством и ритуалы очищения

За несколько дней до свадьбы начинались активные приготовления. Важное место занимали девичьи посиделки – «ныллы-ныллы», где невеста и ее подруги пели специальные свадебные песни, полные грусти прощания с девичеством. Часто невеста начинала ритуально причитать.

* Символика: Удмуртские свадебные обряды: этапы и символы включают в себя сильные очистительные ритуалы. Обязательным был поход в баню накануне свадьбы – для невесты и жениха отдельно. Вода и пар здесь выступали как мощные символы очищения от прошлой жизни и готовности к новой. Причитания невесты выражали не только грусть по дому, но и символизировали ее ритуальную «смерть» как девушки и «рождение» как жены. Девичьи посиделки подчеркивали роль коллектива и общины в переходе невесты в новый статус.

Свадебный день: Дорога к счастью

В день свадьбы жених отправлялся за невестой в сопровождении своих родственников и музыкантов. Процессия была шумной и веселой, но полна ритуальных преград.

1. Выкуп невесты: У ворот дома невесты жениха ждали ее родственники, которые требовали символический выкуп. Это могли быть деньги, угощения или шутливые задания.
* Символика: Выкуп не просто восполнял «убыток» семьи невесты, но и проверял жениха на щедрость, находчивость и готовность преодолевать трудности ради своей избранницы.
2. Прощание невесты с домом: Один из самых трогательных моментов. Невеста, укутанная в свадебное покрывало, обходила углы дома, прощалась с родителями, очагом, родной землей.
* Символика: Это прощание было глубоко символичным: невеста прощалась со своими предками, с духами дома, прося их благословения и защиты на новом пути. Покрывало защищало ее от злых духов во время перехода.

Похожие записи

  • 23.03.2015 Многолетний опыт губернского земства Пермский губернатор 21 января 1914 г. просил Центральный статистический комитет не возражать против данного им разрешения продолжать сплошные переписи по отдельным уездам. Вместе с тем он […]
  • 17.04.2015 Русское богатство Для проведения переписи уезды и города разделили на переписные участки и в каждом участке назначали заведующего. Для содействия им полагались счетчики, которых приглашали сами заведующие. […]
  • 24.03.2015 Повышение востребованности статистики населения Повысилась востребованность статистики населения. Содержание программы переписи и разработки ее материалов подтвердило наличие в СССР высококвалифицированных демографов. Программа […]
  • 25.02.2015 Снижение рождаемости в СССР Начиная с 1960-х г советские демографы выражали озабоченность снижением рождаемости, которое проявилось в динамике общего коэффициента рождаемости. Снижение рождаемости в СССР не […]
Галерея
8452.jpg 9772.jpg 22072.jpg 34754.jpg
Интересные записи
Новые статьи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.