Исповедальные ведомости
Другой вид учета крестьянского населения, о котором шла речь выше, — это исповедальные ведомости православного духовенства, составлявшиеся ежегодно священниками, где указывались поименно все члены семьи и отмечался их возраст. Сведения о составе семей списывали с ведомости предыдущего года и проверяли при опросе домохозяев один или два раза в год. Хотя в некоторых случаях исповедальные ведомости и заменяли метрические свидетельства, но, по отзывам самих священников, они были неполны и неточны, однако их проверку, согласно Своду законов Российской империи, никто не проводил. К документам, которые давали сведения о наличном крестьянском населении, относятся и ведомости по учету раскольников. Полицейский учет крестьянского населения не производился самостоятельно, и данные о нем, которые уездная полиция ежегодно предоставляла губернаторам, извлекались из исповедальных записей и посемейных списков. Закон не предписывал полиции ни приемов, ни источников получения сведений о численности населения. В результате этого в обиходе имелось множество используемых приемов регистрации и, как следствие, отмечалась несопоставимость данных. Наиболее распространенный способ заключался в подведении по каждому стану итогов, предоставленных волостными правлениями. Другой способ подразумевал исчисление по прошлогоднему отчету и сведениям священников о движении населения за год. В результате итоги охватывали год без 2-3 месяцев, поскольку становые приставы требовали предоставления сведений до 15 декабря. Комиссия сенатора Гирса отметила, что записи об умерших делали священники, но, по их же собственному мнению, эта информация считалась менее надежной: умерших до крещения и мертворожденных в метрические книги не записывали, имелись случаи погребения крестьян без церковного обряда во избежание расходов.